Вовлечение родителей в образовательный процесс
Вовлечение
родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане
развития гармоничного и здорового ребенка. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», одной из основных задач, стоящих перед детским
дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей
для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Положительный результат, может быть, достигнут
только в рамках единого образовательного пространства,
подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного
учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного
детства.
Цель педагога –
создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей
участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в
развитии - полностью удовлетворить
интересы родителей и детей. Создать это единое пространство возможно при
систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Задача
педагога — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию
педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные
умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Задачи по поиску форм сотрудничества с родителями.
- Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Разработанныйдарт
дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам. В ФГОС говорится, что работа с
родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус,
микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Одним
из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать
участие в разработке части образовательной Программы организации, формируемой
участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов
и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Основной
целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого
пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором
всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет
уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно.
В условиях реализации
новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием
поставлены целевые ориентиры. Детский сад обязан:
– создать условия для участия
родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– обеспечить поддержку родителей
(законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
– наладить взаимодействие с родителями
(законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
С появлением
стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама
работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в
новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно, должны перестраиваться
формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия. Есть
необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями.
Основными принципами
при организации работы с семьей являются:
- открытость детского сада для семьи
(каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и
развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в
воспитании детей;
- создание активной развивающей среды в
ДОУ.
Основные принципы,
определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого
пространства развития ребенка, это:
- Принцип
преемственности, согласованных действий.
- Принцип гуманного
подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и
ДОО.
- Принцип
открытости.
- Принцип
индивидуального подхода к каждой семье.
- Принцип
эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
- Принцип обратной
связи.
Взаимодействие ДОУ с
родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной,
содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно –
пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать
и провести многогранную работу с родителями.
Применяются
различные формы взаимодействия с семьями
воспитанников:
·
Конференции, «круглые столы»;
·
Консультации, семинары;
·
Беседы, дискуссии;
·
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
·
Участие в НОД;
·
Деловые игры;
·
Тренинги;
·
Встречи с интересными людьми;
·
Дни открытых дверей;
·
Распространение лучшего семейного опыта;
·
Праздники и развлечения;
·
Мастер-классы;
·
Родительские вечера;
·
Вечера вопросов и ответов;
·
Дни добрых дел.
Данные формы
взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как
результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и
реализацию творческого потенциала родителей и детей.
В дошкольных организациях
создаются условия, позволяющие привлекать родителей к
образовательно-воспитательному процессу. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Также, один из
вариантов взаимодействия - это создание родителями игр, удовлетворяющих познавательный
интерес детей и стимулирующие
самостоятельную деятельность. Игры и игрушки должны привлекать ребенка не
только своей яркостью, но и содержанием.
Универсальным средством,
которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей
– является многофункциональное дидактическое панно, предназначенное для индивидуальных и подгрупповых
занятий с детьми.. Панно способствует развитию познавательных процессов (мышления,
внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой
моторики, а также восприятия и воображения). На панно расположено множество
интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними,
исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений. Оно развивает
мелкую моторику рук, улучшает эмоциональное состояние. С его
помощью можно ставить и решать различные цели и задачи. Знакомить, закреплять цвет, размер.
Дидактическое панно можно использовать:
- в игровой деятельности детей раннего
возраста – предметно-игрового манипулирование;
- в продуктивной деятельности,
направленной на развитие познавательных интересов.
Всей своей работой педагоги должны
доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не
потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития
их собственного ребенка. Развитие такого взаимодействия
предлагает несколько этапов:
Первый этап –
приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода
детей в детский сад.
Второй этап -
демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и
воспитателями складываются доброжелательные отношения с
установкой на сотрудничество.
Третий этап –
предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь
проявляется активность родителей, которые делятся
семейным опытом по воспитанию.
Четвертый этап -
практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При
этом используются различные формы и методы.
Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.
Таким образом, установление доверительных отношений с
родителями плавно ведет
к совместному исследованию и формированию гармонически развитой
личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под
собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные
качества воспитателя.
Использование
разнообразных форм работы
дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»
станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя.
Понятие
«взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями».
Организация
взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех
определяется интуицией, инициативой и терпением педагога,
его умением стать профессиональным помощником в семье.
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных форм работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. Результатом будет:
· У родителей появится интерес к работе
детского сада и воспитанию детей.
· Изменится характер вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
· Овладение родителями необходимых
практических умений и навыков воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
· Рост посещаемости родителями мероприятий
по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах,
праздниках и т.д.
· Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и
педагогической работе.
· Проявление интереса к активному
включению в планирование образовательного процесса.