Работа с родителями
Вовлечение
родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане
развития гармоничного и здорового ребенка. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка". Положительный результат, может быть, достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного возраста.
Цель педагога –
создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей
участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в
развитии - полностью удовлетворить
интересы родителей и детей. Создать это единое пространство возможно при
систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Задача
педагога — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию
педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные
умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Задачи по поиску форм сотрудничества с родителями.
· Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному
участию в деятельности дошкольного учреждения;
· Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
· Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Разработанный
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным
запросам. В ФГОС говорится, что работа с
родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус,
микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Одним
из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать
участие в разработке части образовательной Программы организации, формируемой
участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов
и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Основной
целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого
пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором
всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет
уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно.
В условиях реализации
новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием
поставлены целевые ориентиры. Детский сад обязан:
– создать условия для
участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– обеспечить поддержку
родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья;
– наладить
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
С появлением
стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама
работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в
новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно, должны
перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия.
Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с
родителями.
Основными принципами
при организации работы с семьей являются:
- открытость детского
сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как
живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество
педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной
развивающей среды в ДОУ.
Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и
семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства
развития ребенка, это:
- Принцип преемственности, согласованных действий.
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений
семьи и ДОО.
- Принцип открытости.
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
- Принцип обратной связи.
Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые можно проводить в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы, минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.
Взаимодействие ДОУ с
родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной,
содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно –
пространственной среды (ФГОС ДО ч.III п.3.3 и п.1.6) помогает спланировать и
провести многогранную работу с родителями.
Применяются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
· Конференции, «круглые
столы»;
· Консультации, семинары;
· Беседы, дискуссии;
· Смотры, конкурсы, выставки,
выпуск газеты;
· Участие в НОД;
· Кружки;
· Тренинги;
· Встречи с интересными
людьми;
· Дни открытых дверей;
· Распространение лучшего
семейного опыта;
· Праздники и развлечения;
· Мастер-классы;
· Родительские вечера;
· Вечера вопросов и ответов;
· Дни добрых дел.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить
психолого-педагогическую
поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие
воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей
и детей.
В дошкольных организациях
создаются условия, позволяющие привлекать родителей к
образовательно-воспитательному процессу. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Также, один из
вариантов взаимодействия - это создание родителями игр, удовлетворяющих познавательный
интерес детей и стимулирующие
самостоятельную деятельность. Игры и игрушки должны привлекать ребенка не
только своей яркостью, но и содержанием.
Универсальным средством,
которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей
– является многофункциональное дидактическое панно, предназначенное для индивидуальных и подгрупповых
занятий с детьми.. Панно способствует развитию познавательных процессов (мышления,
внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой
моторики, а также восприятия и воображения). На панно расположено множество
интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними,
исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений. Оно развивает
мелкую моторику рук, улучшает эмоциональное состояние. С его помощью можно
ставить и решать различные цели и задачи. Знакомить, закреплять цвет, размер.
Дидактическое панно можно
использовать:
- в игровой
деятельности детей раннего возраста – предметно-игрового манипулирование;
- в продуктивной
деятельности, направленной на развитие познавательных интересов.
Всей своей работой педагоги
должны доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,
заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не
потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития
их собственного ребенка. Развитие такого взаимодействия
предлагает несколько этапов:
Первый этап – приглашение будущих
воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода
детей в детский сад.
Второй этап - демонстрация родителям
положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями
складываются доброжелательные отношения с установкой на
сотрудничество.
Третий этап – предполагает
ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь
проявляется активность родителей, которые делятся
семейным опытом по воспитанию.
Четвертый этап - практические задания
психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом
используются различные формы и методы.
Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с
родителями строится на основе партнерских отношений.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Использование
разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из
«зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками
встреч и помощниками воспитателя.
Понятие «взаимодействие с
семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями».
Организация
взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой
и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником
в семье.
Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями через: организацию интересных форм работы,
координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных
взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения
родителей к деятельности дошкольного учреждения. Результатом будет:
· У родителей появится интерес к работе
детского сада и воспитанию детей.
· Изменится характер вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
· Овладение родителями необходимых
практических умений и навыков воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
· Рост посещаемости родителями мероприятий
по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах,
праздниках и т.д.
· Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и
педагогической работе.
· Проявление интереса к активному
включению в планирование образовательного процесса.
Безопасность детей — ответственность родителей.
21.08.2024
Уважаемые родители, напоминаем вам о мерах безопасности при отдыхе на водоемах с детьми.