Комплексная безопасность образовательной организации
Безопасность — это состояние защищённости
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз.
Безопасность образовательной организации — это
условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных
ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других
чрезвычайных ситуации.
Комплексная безопасность
образовательной организации — это совокупность предусмотренных
законодательством мер и мероприятий персонала ОО, осуществляемых под
руководством заведующего ОО, органов управления образованием, во взаимодействии
с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и
общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования
ОО, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в
опасных и чрезвычайных ситуациях.
Система безопасности составляет совокупность методов и
технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с
целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на
среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью ослабления последствий
реализации угрозы.
В образовательных организациях прогнозируются следующие
возможные виды угроз (происшествий, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций):
Социального характера: массовые беспорядки и нарушения
общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты экстремизма и
терроризма.
Социально-криминальные: уличные проявления экстремизма;
взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ; угрозы осуществления терактов,
захват заложников, иные теракты криминального характера; противоправное проникновение
посторонних лиц в образовательные организации; хищение имущества
образовательных организаций; хулиганские действия, насилие, вандализм;
причинение вреда здоровью, травматизм; вымогательство, мошенничество;
употребление и распространение наркотиков.
Система мер обеспечения комплексной безопасности
образовательного учреждения – это совокупность предусмотренных
законодательством мер и мероприятий администрации образовательного учреждения,
осуществляемых под руководством органов управления образования и органов
местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами,
вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения
его безопасного функционирования, а также формирования готовности сотрудников и
учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуация.
Цели, задачи и организационные мероприятия для
обеспечения безопасности образовательных организаций
Цель – определить уровень обеспечения
безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения во время
учебного процесса от возможных видов опасностей.
Задача – исследовать проделанную работу в
текущем учебном году по реализации мер и мероприятий в области обеспечения
безопасности образовательных организаций, направленных на защиту здоровья и
сохранение жизни обучающихся и сотрудников во время их трудовой и учебной
деятельности от возможных терактов, пожаров, аварий и других опасностей.
Выявление проблем и недостатков, способы их разрешения.
Для достижения выше изложенных целей и задач
реализуются следующие мероприятия:
- Обеспечение
антитеррористической защищенности:
1.1. Разработка правил внутреннего распорядка ОО.
1.2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности,
антитеррористической защищенности ОО при проведении праздников, спортивных и
культурно-массовых мероприятий.
1.3. Проверка учебных и производственных помещений ОО.
1.4. Организация деятельности антитеррористической рабочей
группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.
1.5. Определение порядка и ответственных за ежедневный
контроль состояния ограждений по периметру образовательных организаций;
освещения фасадов здания и территории организации, завоза продуктов и
имущества.
1.6. Ежедневный контроль за осуществлением
контрольно-пропускного режима.
1.7. Организация взаимодействия ОО с представителями
правоохранительных органов, местного самоуправления.
1.8. Организация контроля выполнения мероприятий
комплексного плана «Безопасность образовательной организации», в том числе
мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в
ОО.
1.9. Руководство локальными системами контроля состояния
потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.
1.10. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и
работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.
- Обеспечение
пожарной и электробезопасности:
2.1. Оснащение ОО противопожарным оборудованием, средствами
защиты и пожаротушения. (АПС и система оповещение и управления эвакуацией).
2.2. Эксплуатация согласно требованиям норм электроустановок
и устаревших электросетей, которые требуют замены.
2.3. Выполнение работ по противопожарной обработке
перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации, проверка источников наружного
пожарного водоснабжения.
2.4. Оценка технического состояния зданий, сооружений и
инженерных систем ОО, их паспортизация, оценка пожарной, электро и
конструктивной безопасности согласно норм и правил. Приведение зданий,
сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее
установленным нормативам, а также электрических сетей образовательных
учреждений в соответствие с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП;
2.5. Организация обучения и инструктажи сотрудников по
пожарной и электробезопасности.
2.6. Проведение тренировочных занятий по учебной эвакуации
согласно графика и практических занятий по использованию СИЗ и средств
пожаротушения.
2.7. Профилактическая работа с участием сотрудников ОВД,
ГПН.
- Обеспечение
вопросов гражданской обороны:
3.1. Организация гражданской обороны: в соответствии с
положением ФЗ РФ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от
ЧС природного и техногенного характера» обеспечивается обучение персонала
учреждения и обучающихся в области ГО, способам защиты от опасностей
возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, а также
при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В учебном учреждении на случай возникновения
чрезвычайных ситуаций в районе расположения ОО разрабатывается план мероприятий
защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях (эвакуация ОО, укрытие
воспитанников и персонала в приспособленных помещениях, использование средств
индивидуальной защиты и порядок их получения, оказание медицинской помощи и
т.д)
- Охрана
труда и техника безопасности:
4.1. Организация мероприятий по улучшению условий труда и
безопасной работы во время образовательного процесса.
4.2. Улучшение естественного и искусственного освещения.
4.3. Установление рационального режима труда и отдыха.
4.4. Оборудование мест и площадок, выделенных для
физкультурно-оздоровительной работы.
4.5. Профилактика несчастных случаев на производстве и
детского травматизма.
4.6. Организация контроля, обучения и инструктирования по
вопросам охраны труда и технике безопасности.
4.7. Обеспечение безопасности и надёжности здания и
инженерных систем: создание системы мониторинга за состоянием зданий и
коммуникаций образовательных учреждений.
4.8. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда,
внедрение здоровье сберегающих технологий обучения.
- Индивидуальная
безопасность личности:
Достижение цели формирования культуры безопасности
воспитанников осуществляется через решение следующих задач:
5.1. Формирование правильных, с точки зрения обеспечения
безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
5.2. Развитие качеств личности, направленных на безопасное
поведение в окружающем мире;
5.3. Формирование способностей принятия безопасных решений в
быту;
5.4. Привитие знаний, умений, навыков по снижению
рисков;
5.5. Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
6. Обеспечение экологической безопасности: на основании Конституции Российской Федерации, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
7. Профилактика предупреждения детского дорожного транспортного травматизма в области безопасности дорожного движения: совместно с МВД России (ГИБДД) организуется работа с воспитателями (инструктажи, педсоветы), воспитанниками (участие в викторинах, конкурсы, беседы, ситуации) и их родителями (беседы, родительские собрания), это как теоретические занятия, так и практические.
В целях обеспечения безопасности обучающихся, работников, сохранность имущества, предупреждение террористических актов в образовательной организации вводится контрольно- пропускной режим.
Не менее важным направлением в комплексной
безопасности является обеспечение пожарной безопасности образовательных
организаций.
С целью планирования и координации действий по
обеспечению пожарной безопасности администрация образовательной
организации должна на основе законодательных документов разработать и принять
ряд локальных нормативных актов. К основным из них следует отнести:
- приказ
руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и
назначении ответственных за пожарную безопасность;
- декларацию
пожарной безопасности образовательной организации;
- инструкция
о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на
прилегающей территории;
- план
действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном
учреждении;
- инструкция
дежурному администратору по пожарной безопасности;
- памятка
о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.
План мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности включать в себя следующее:
- доведение
до работников образовательной организации требований пожарной
безопасности, установленных локальными актами;
- организацию
и проведение с работниками образовательной организации противопожарных
инструктажей;
- организацию
и проведения проверки пожарной сигнализации и первичных средств
пожаротушения;
- организацию
занятий по изучению правил пожарной безопасности и практические занятия по
эвакуации в случае пожара.
По пожарной безопасности в ОО ведутся
следующие журналы:
- регистрации
вводного противопожарного инструктажа;
- регистрации
противопожарного инструктажа на рабочем месте;
- учета
первичных средств пожаротушения; контроля проверки работоспособности
автоматической пожарной сигнализации.
Важным вопросом в комплексной безопасности
образовательной организации является охрана труда.
Охрана труда – система
сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные
мероприятия.
Основные задачи по охране труда в образовательной
организации:
- Изучение
и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам
безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и
иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного
образовательного пространства.
- Наращивание
опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при
формировании безопасного образовательного пространства.
- Обеспечение
выполнения сотрудниками МБДОУ требований законодательных и других
нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и
безопасных условий воспитания.
- Предотвращение
несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного
процесса.
- Выполнение
правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.
- Формирование
у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при
возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Оснащение
образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием,
средствами защиты и пожаротушения.
- Повышение
эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД.
- Обеспечение
безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств
обучения.
Организация охраны труда в образовательной организацией
регламентируется основными нормативными документами:
- Устав
образовательной организации.
- Коллективный
договор образовательной организации.
- Правила
внутреннего трудового распорядка.
- Положение
об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности, в
котором обозначены основные направления организации работы образовательной
организации по охране труда и безопасности жизнедеятельности, функции,
права и ответственность.
- Должностная
инструкция специалиста по охране труда и технике безопасности, в которой
определены функции, должностные обязанности, права и ответственность.
- План
работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности включает в себя:
организационно–технические мероприятия по улучшению условий труда;
обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности
на рабочем месте.
- На
начало календарного года руководитель образовательной организации издаёт
приказы: об охране труда и соблюдении правил ТБ; о назначении
ответственных лиц за организацию безопасной работы; об усилении мер по
охране жизни и здоровья детей; об организации работы по предупреждению
ДДТТ в образовательной организации; о создании комиссии по расследованию
несчастных случаев.
Документация по охране труда должна
включать следующие журналы:
- регистрации противопожарного инструктажа вводного и на рабочем месте;
- учета
инструкций по охране труда с присвоением порядкового номера, (должен
охватывать все виды работ и профессии учреждения, ведется специалистом по
охране труда); *
- регистрации
проведения вводного инструктажа по охране труда (оформляется специалистом
по охране труда или руководителем учреждения при приеме на работу, вводный
инструктаж должны проходить все поступающие на работу);
- регистрации
проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется
руководителем структурного подразделения при приеме на работу всех
работников, а в последующем не реже, чем 2 раза в год, в первом и
втором полугодиях);
- регистрации
проверки знаний у персонала с 1-ой группой электробезопасности;
регистрации несчастных случаев, происшедших с работающими в
образовательном учреждении (с приложением актов по формам Н-1);
- регистрации
несчастных случаев с воспитанниками (с приложением актов по форме Н-2).